ИРОН ÆВЗАГ

 

 

САМОУЧИТЕЛЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА

Содержание

ЧАСТЬ I

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14
15 16 17 18
19 20 21 22
23 24 25

ЧАСТЬ II

26 27 28 29
30 31 32 33
34 35 36 37
38 39 40 41
42

 

 

 

* Предыдущий урок * К содержанию * Следующий урок *

Урок 9

Грамматика

Ж е л а т е л ь н о е   н а к л о н е н и е

            Осетинские глаголы в желательном наклонении имеют формы:

Н а с т о я щ е   и   б у ду щ е е   в р е м я

æз -ин 
ды -ис
уый -ид 
мах -иккам
сымах -иккат
уыдон -иккой

Примеры:

æз дзурин «я бы говорил»
ды дзурис «ты бы говорил»
уый дзурид «он бы говорил»
мах дзуриккам «мы бы говорили»
сымах дзуриккат «вы бы говорили»
уыдон дзуриккой «они бы говорили»

П р о ш е д ш е е   в р е м я

(переходный глагол)

æз - (т) аин
ды - (т) аис
уый - (т) аид
мах - (т) аиккам
сымах - (т) аиккат
уыдон - (т) аиккой

Пример: 

Глагол садзын – сагъд

æз сагътаин «я бы сажал»
ды сагътаис «ты бы сажал»
уый сагътаид «он бы сажал»
мах сагътаиккам «мы бы сажали»
сымах сагътаиккат «вы бы сажали»
уыдон сагътаиккой «они бы сажали»

(непереходный глагол)

æз аин
ды – аис
уы – аид
мах – аиккам
сымах – аиккат
уыдон – аиккой

Пример:

Глагол сæдзын – сагъд

æз сагъдаин « «я бы вяз»
ды сагъдаис «ты бы вяз»
уый сагъдаид «он бы вяз»
мах сагъдаиккам «мы бы вязли»
сымах сагъдаиккат «вы бы вязли»
уыдон сагъдаиккой «они бы вязли»

            Примечание: Согласный т, появляющийся в прошедшем времени, характерен для глаголов, у которых основа настоящего времени оканчивается на й,у,р,л,м,н.

У с л о в н о е   н а к л о н е н и е

            Форма будущего времени условного наклонения образуется от основы настоящего времени и личного окончания:

æз он
ды – ай
уый – а
 мах – æм
 сымах – ат
уыдон – ой

Пример:

Глагол садзын – садз

æз садзон «чтоб я сажал»
ды садз
ай «чтоб ты сажал»
уый садз
а «чтоб он сажал»
мах садзæм «чтоб мы сажали»
сымах садз
ат «чтоб вы сажали»
уыдон садз
ой «чтоб они сажали»

Упражнения

            1. а) Проспрягайте следующие глаголы в прошедшем времени желательного наклонения:

дзурын, бадын, зарын

            б) Проспрягайте следующие глаголы в будущем времени желательного наклонения:

зæгъын, кусын, фыссын

            в) Проспрягайте следующие глаголы в будущем времени условного наклонения:

кæсын, лидзын, уайын

            2. Переведите следующие фразы на русский язык:

Æз дзурон. Ды бадис. Уый мæрзтаид. Мах хъазиккам. Сымах æмбæлдаиккат. Уыдон змæликкой.

Тест

            Определите по личным окончаниям лицо, число, время и наклонение следующих глаголов:

нуазиккой, куыстаис, кафид, æфхæрдтаид, сыгъдаин, аразтаиккам, кæсиккой

Упражнения для повторения

            1. Переведите следующие фразы на осетинский язык:

Я пишу. Мы сидели бы. Они будут работать. Ты будешь говорить. Вы бы знали. Он понимает.

            2. Назовите осетинские слова, имеющие следующие значения:

слушать, ухо, белый, черный, дождь, корень, ложка, звук, картина, рука, нога, голова, глаз, магазин, двор, улица, дорога, дом, потолок, стол, кровать, хлеб, говорить, сказать, понимать, покупать

Склонение

            Падежей в осетинском языке – восемь: именительный, родительный, дательный, направительный, отложительный, внешне-местный, совместный, уподобительный.
           
Именительный падеж в единственном числе не имеет показателя (нулевой показатель). В остальных случаях все падежи имеют свои особые падежные окончания и отвечают на свои вопросы.

           
Обратите внимание:
Каждый падеж отвечает на определенный вопрос. По вопросам можно определить падеж и нужное окончание.
           
Все косвеные падежи имеют два вида склонения: с окончанием основы слова на согласную букву, и с окончанием на гласную букву.
           
Если основа слова оканчивается на гласную букву, а падежное окончание – на гласную букву, то между ними вставляется
й.
           
Запомните:
Имена существительные, прилагательные и числительные склоняются одинаково.
           
Прилагательные и числительные склоняются только тогда, когда они употребляются самостоятельно. Если же они стоят при существительном в качестве определения, то они не изменяются ни по падежам, ни по числам.

Падежи

ед. число мн. число
1. Именительный
2. Родительный
3.Дательный
4. Направительный
5.Отложительный
6. Внешне-местный
7. Совместный
8. Уподобительный
кто? что?
кого? чего? чья? где? в чем?
кому? чему?
к кому?у кого? к чему? куда?
от кого? от чего? куда?
на ком? на чем? о ком? о чем?
с кем? с чем?
подобно кому? чему?
-

-æн
-мæ
-æй
-ыл
-имæ
-ау
-(т) æ
-(т) ы
-(т) æн
-(т) æм
-(т) æй
-(т) ыл
-(т) имæ
-(т) ау

Примечание: Во множественном числе к падежным окончаниям добавляется показатель множественности -т-, в остальном личные окончания совпадают с окончаниями в единственном числе, кроме именительного падежа, где вместо нулевого окончания имеем окончание , и направительного падежа, где вместо -мæ во множественном числе имеем окончание -æм.

Образец склонения

с основой на согласную букву

 ед. число мн. число
Им.
Род.
Дат.
Напр.
Отлож.
Вн.-мест.
Совм.
Упод.
хæдзар
хæдзары
хæдзарæн
хæдзармæ
хæдзарæй
хæдзарыл
хæдзаримæ
хæдзарау
что?
где?
чему?
куда?
откуда?
на чем?
с чем?
подобно чему?
хæдзæрттæ
хæдзæртты
хæдзæрттæн
хæдзæрттæм
хæдзæрттæй
хæдзæрттыл
хæдзæрттимæ
хæдзæрттау

с основой на гласную букву

 ед. число мн. число
Им.
Род.
Дат.
Напр.
Отлож.
Вн.-мест.
Совм.
Упод.
лæппу
лæппуйы
лæппуйæн
лæппумæ
лæппуйæ
лæппуйыл
лæппуимæ
лæппуйау
кто?
кого?
кому?
у кого? к кому?
от кого?
о ком? на ком?
с кем?
подобно кому?
лæппутæ
лаеппуты
лæппутæн
лæппутæм
лæппутæй
лæппутыл
лæппутимæ
лæппутау

Упражнения

            1.  Просклоняйте следующие слова и в единственном, и во множественном числе:

чызг, кæрт, нана, зæрдæ

            2. По окончаниям слов определите, в каком падеже стоят следующие слова:

фæндагыл, бæласмæ, фыд, цæлхытæ, дуканийæ, уынгмæ, дзулимæ, лæгау, дуарæй, гæдыйæн, сынтæджы

Выпишите их, поставив после каждого слова название падежа, в котором стоит данное слово. Объясните значения слов на русском языке.

            3. Скажите, как будут звучать по-осетински следующие слова:

матери, у отца, к сестре, на ноге, в руках, книги, из города, с часами

Запомните следующие слова:

æфсымæр – брат
нана – бабушка
дада – дедушка
æрдхорд – друг
лымæн – друг, приятель
сыхаг – сосед
сых – соседи, квартал
фыцын – варить(ся), жарить, печь
къæбиц – кладовая, кладовка
ц
æлгæнæн – кухня, столовая

Учимся составлять предложения

До сих пор Вы составляли словосочетания с помощью личных местоимений и глаголов. Вам необходимо вспомнить спряжение глаголов. В дальнейшем Вы должны научиться прибавлять к этим словосочетаниям имена, чтобы у Вас получились предложения.

Пример:

Æз цæуын «Я иду» - Æз цæуын (куда?) дуканимæ «Я иду (куда?) в магазин».

Следует помнить, при этом, что группа подлежащего чаще всего предшествует группе сказуемого. Поэтому, предложение в нашем примере правильнее будет составить следующим образом:

Æз дуканимæ цæуын   «Я в магазин иду».

Упражнения

            1. Обратите внимание на порядок слов в предложениях. Задайте к каждому слову в предложении вопрос. Определите, в каком падеже стоят имена? Переведите их на русский язык:

1) Æз киномæ цæуын. 2) Ды киномæ цæуыс. 3) Уый киномæ цæуы. 4) Мах киномæ цæуæм. 5) Сымах киномæ цæут. 6) Уыдон киномæ цæуынц.

Примечание: В подобных предложениях часто опускаются личные местоимения. В таком случае, перечисленные предложения будут выглядеть следующим образом:

1) Киномæ цæуын «(я) в кино иду». 2) Киномæ цæуыс «(ты) в кино идешь». 3) Киномæ цæуы «(он) в кино идет». 4) Киномæ цæуæм «(мы) в кино идем. 5) Киномæ цæут «(вы) в кино идете». 6) Киномæ цæуынц «(они) в кино идут.

            2. Переведите следующие предложения на русский язык:

1) Уый бады хæдзары. 3) Мах кæрты хъазæм. 3) Уыдон скъоламæ цæуынц. 4) Æз куыстæй цæуын. 5) Ды урок дзурыс. 6) Сымах Аланимæ кафут. 7) Æз Зæринæйæн зарын. 8) Уый лæгау кусы.

            3. Выпишите предложения. Раскрыв скобки, поставьте слова в нужном падеже с помощью вопросов. Переведите смысл составленных предложений на русский язык:

1) (что? мит) тайы. 2) Мит тайы (где? уынг). 3) Мит тайы (от чего? хур). 4) Мит тайы (на чем? зæхх). 5) æз (что? суг) ласын. 6) Суг ласын (на чем? бæх). 7) Суг ласын (откуда? хъæд). 8) Суг ласын (кому? нана). 9) Суг ласын (с кем? дада) 10) Суг ласын (подобно кому? бæх).

4. Переведите на осетинский язык следующие предложения:

1) Мы идем на работу. 2) Они сидят в классе. 3) Я иду к соседям. 4) Вы кушаете яблоки. 5) Ты сидишь на стуле. 6) Он танцует с Дзерассой.

Лексические упражнения

            1. а) Выпишите на одной стороне карточки следующие существительные в единственном и множественном числе, а на другой стороне карточки напишите переводы и вопросы к ним:

дукани (что?), дуканийы (где?), дуканимæ (куда?), дуканийæ (откуса?), сыхаг (кто?), сыхаджы (кого?), сыхагмæ (у кого? к кому?), сыхагæй (от кого?), сыхагæн (кому?), сыхагыл (о ком? на ком?), сыхагау (подобно кому?), сыхагимæ (с кем?), куыст (что?), куыстмæ (куда?), куыстæй (откуда?), арвыл (где?), арвæй (откуда?), арвмæ (куда?)

            б) Выпишите на карточки следующие глаголы с парадигмой спряжения, а на другой стороне напишите их перевод:

цæуын: цæуын, цæуыс, цæуы, цæуæм, цæут, цæуынц
бадын: бадын, бадыс, бады, бад
æм, бадут, бадынц
дзурын: дзурын, дзурыс, дзуры, дзур
æм, дзурут, дзурынц
т
æхын: тæхын, тæхыс, тæхы, тæхæм, тæхут, тæхынц
хауын: хауын, хауыс, хауы, хау
æм, хаут, хауынц
уынын: уынын, уыныс, уыны, уын
æм, уынут, уынынц

            в) Выпишите на карточки следующие личные местоимения и имена существительные, а на другой стороне напишите их перевод:

æз, ды, уый, мах, сымах, уыдон, кусæг, лæппу, цъиу, мит

            2. Просматривая карточки, проверьте знание лексики.

            3. Выбирая из каждого задания по одной карточке, разложите их так, чтобы получилось предложение. Проверьте себя, посмотрев переводы на обратной стороне карточек.

Контрольная работа

             I. Ответьте на следующие вопросы:

            1) Какое личное окончание имеет глагол в желательном наклонении в будущем времени во 2-ом лице множественного числа?
           
2) Какое личное окончание имеет глагол в желательном наклонении в прошедшем времени, 1-ом лице единственного числа?
           
3) Какое личное окончание имеет глагол в условном наклонении в будущем времени в 3-ем лице единственного числа?
           
4) Какими русскими буквами можно изобразить осетинские звуки
дз и ц?
           
5)
Как образуется множественное число существительных?
           
6) Какие окончания имеют родительный, направительный и совместный падежи?

            II. Переведите следующие слова:

         Бадын, бандон, кусын, куыст, дзурын, дзырд, тайын, цъиу, мит, кусæг, сыхаг, арв, зæгъын, нуазын, æмбарын, кард, хид, бон , лæппу, æрдхорд, лымæн, дада, нана.

            III. Назовите по-осетински слова, означающие:

показывать, просить, желтый, белый, черный, камень, улица, дорога, двор, ребенок, часы, останавливать, рука, нога

            К данному заданию имеется ключ.

            IV. Проспрягайте следующие глаголы в сослагательном наклонении в будущем времени:

æмбарын, зонын, зæгъын

            V. Просклоняйте в единственном числе следующие существительные:

æфсымæр, хо, дзырд, къуыри

            VI. Переведите на русский язык следующие предложения:

         Мах киномæ цæуæм. Уыдон футболæй хъазынц. Сымах скъолайæ цæут. Æз нанаимæ дзурын. Уый лæгау кусы. Ды чызджытæн зарыс.

            К данному заданию имеется ключ.

            VII. Переведите на осетинский язык следующие предложения:

            Машина везет камни. Птицы летят по небу. Мальчик играет в футбол. Дети купаются в реке. Мать играет с ребенком. Яблоки падают с деревьев.

            К данному заданию имеется ключ.

 

      
 

* Предыдущий урок * К содержанию * Следующий урок *