Говорите по-осетински: сайт для интересующихся осетинским языком

Осетинский форум | Осетинская Википедия | Осетинские словари


Поиск по словарю:

Рингтоны на осетинском языке в вашем телефоне. Скачайте у нас »»

К Дню родного языка

Общественная палата Северной Осетии обсудила проблемы развития осетинского языка

21 февраля отмечается Международный день родного языка. На нашем сайте публиковался черновик письма, который желающие могли оформить и отправить в Парламент, Правительство или Главе Республики Северная Осетия — Алания. Предположительно под влиянием этих писем Общественная палата республики организовала во Владикавказском институте управления круглый стол по проблемам осетинского языка. Ниже — репортаж Мадины Тезиевой, опубликованный в новостной ленте OsRadio.

25 февраля Общественная палата Северной Осетии в Институте Управления (Владикавказ) организовала Круглый стол, посвященный проблемам развития осетинского языка, в работе которого приняли участие члены научно-экспертного совета при правительстве республики.

Вел Круглый стол профессор Руслан Бзаров. С основными сообщениями по теме выступили министр образования и науки РСО-А Валерий Созанов, главный редактор журнала «Мах дуг» Ахсар Кодзати, профессор Тамерлан Камболов.

После выступлений состоялся обмен мнениями в свободном режиме.

«Почему мало времени уделяется осетинскому языку в школе?»
«Не слишком ли много времени мы уделяем осетинскому языку и регионально-национальному компоненту в школе?»
Эти два противоположных вопроса, по словам Валерия Созанова, ему чаще всего приходится слышать.

Так какой все-таки процент учебного времени уделяется осетинскому языку и национально-региональному компоненту в школе?

Во 2-м, 3-м, 4-м классах - это 19% учебного времени.

В 5-м классе - 18%.
В 6-м, 7-м классах - 13%.
В 8-м классе - 14 %.
В 9-м классе - 19%.

По словам Валерия Созанова, идет превышение федерального стандарта. По его мнению, «проблема не в том, чтобы увеличивать количество часов, а в том, чтобы КАЧЕСТВЕННЕЕ готовить учителей осетинского языка и литературы». Двигаться следует не по пути увеличения часов, а по более качественному наполнению имеющихся.

Валерий Созанов подробно рассказал о том, как идет реализация целевой программы «Осетинский язык», утвержденной в декабре 2008 года и рассчитанной на период с 2008 года по 2012 годы. (Вы можете познакомиться с текстом программы в формате PDF. — Ironau.ru)

Он доложил также, как обстоят дела с разработкой учебно-методического сопровождения на иронском и дигорском диалектах осетинского языка.

Большим стимулом для изучения осетинского языка служит, по мнению Валерия Созанова, то, что с прошлого года введен обязательный выпускной экзамен по осетинскому языку (как для владеющих, так и для невладеющих). «Это — допуск к другим экзаменам. Такого ни по какому другому предмету нет».

Министр рассказал о результатах мониторинга, проведенного в октябре 2009 года среди пятых классов республики на знание осетинского языка. На «5» с заданиями справилось 48% учащихся, на «2» - около 4%.

Он рассказал об олимпиаде по осетинскому языку и литературе, которая проходила в январе 2010 года и в которой приняли участие 129 школьников.

Всего, по словам Валерия Созанова, в Северной Осетии 865 учителей осетинского языка и литературы. Среди них была проведена аттестация. 27 учителей не соответствуют по итогам аттестации заявленной категории. 37 — подтвердили высшую категорию.

Учительскому корпусу осетиноведов все-таки есть на кого равняться: например, Бела Дзарасова из Эльхотово в позапрошлом году стала победителем Всероссийского конкурса учителей родного языка.

Отдельно министр остановился на проблеме подготовки воспитателей для детских садов со знанием осетинского языка. Важным шагом в этом направлении он считает введение в СОГПИ специальности «специалист по преподаванию осетинского языка в детском саду».

Конечно, министр не смог обойти вниманием столь любимую им тему новейших технологий (Созанов - математик, - прим. авт.): он рассказал о том, как идет работа над созданием ЭЛЕКТРОННОГО учебника осетинского языка и осетинской литературы.

После выступления Валерия Созанова слово попросил продюсер Юрий Притула. По его словам, «любое закрытие школы в селе — это удар по осетинскому языку». Министр ответил: «НИ ОДНА школа в республике к закрытию не планируется. Может измениться только статус школы».

Затем слово было предоставлено Ахсару Кодзати (редактор журнала «Мах дуг»). Его речь была пессимистичной. «В результате пятидесятилетнего наблюдения я пришел к выводу, что в республике отсутствует государственная политика в отношении к осетинскому языку. Нарушается 15 пункт 1-го раздела Конституции».

Всех интересующихся данной проблемой Ахсар Кодзати отослал к №5 журнала «Мах дуг» за 2006 год. Этот номер журнала полностью посвящен проблемам осетинского языка. «В 1964 году осетинская школа была убита. Постепенно умерла и литература, так как литература умирает вместе с языком: самому молодому писателю, пишущему на осетинском, 51 год».

Выступивший следом профессор Тамерлан Камболов начал свою речь с того, что обе оценки — и Валерия Созанова, и Ахсара Кодзати — как это ни парадоксально, верны.

По его мнению, процесс тормозит то, что до сих пор не принят республиканский Закон о языках. За 20 лет было разработано 3 варианта закона.

Один из трех вариантов прошел в 2004 году ВСЕ виды экспертизы: и юридическую, и общественную. Было принято Постановление правительства о внесении этого проекта на рассмотрение в парламент. Увы... Закон до сих пор так и не принят.

Камболов говорил также о роли электронных СМИ в сфере культурной трансляции.

Мадина Тезиева, Владикавказ


Главная страница ::: Форум ::: Учебный центр ::: Словари ::: Ссылки ::: В. Иванов et al., 2001–22.